К ВОПРОСУ О ПАНДЕМИИ

Колотов В. Н. Сравнение борьбы с коронавирусом в США и во Вьетнаме

КОЛОТОВ Владимир Николаевич

 

ОСОБЕННОСТИ ВЬЕТНАМСКОГО ПОДХОДА К БОРЬБЕ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОРОНАВИРУСА

 

 

 

 

Об автореЗаведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета СПбГУ, директор Института Хо Ши Мина СПбГУ. Доктор исторических наук, профессор. Окончил Восточный факультет ЛГУ им. А. А. Жданова.

«Начался XXI век, но вместо обещанного футурологами
необычайного прогресса во всех сферах человеческого
бытия мы наблюдаем глобальное помутнение умов
и поворот к дремучему мракобесию»

А.А.Зиновьев

На момент подготовки к печати данного материала (21.10.2020) количество инфицированных COVID-19 в мире превысило 41 млн. чел., а наибольшее число инфицированных в 8,3 млн чел. зарегистрировано в США с общим количеством жертв в 221,5 тыс. чел [4]. Известно, что численность погибших во время войны военнослужащих США во Вьетнаме (1965-1975) за 10 лет составила 58 тыс., тогда как распространение коронавируса превысило эти цифры всего за полтора месяца и настроения от шапкозакидательских, когда американские эксперты и комментаторы свысока смотрели на процесс распространения инфекции в Китае, перешли в режим чрезвычайной ситуации уже 13 марта [12]. Драгоценное время было безвозвратно упущено благодаря феерическому мракобесию и надеждам на заклинания американского телепроповедника Кеннета Коупленда [5], который со сцены проклинал и запугивал коронавирус. Как показало время, подобный подход оказался не самым продуктивным.

Скриншот с сеанса «изгнания» коронавируса из США
телепроповедника Кеннета Коупленда [5]

Аналогичные подходы к проблеме первоначально были зафиксированы и в деятельности южнокорейских сектантов, которых местные власти, выявив стремительный рост заражений среди инфицированных религиозных фанатиков, быстро поставили на место.

Если в самом начале эпидемии во многих странах звучали голоса про алармизм и переоцененную опасность COVID-19, а потенциальный ущерб от его распространения оценивался как минимальный на уровне сезонных ОРВИ, то в настоящее время на фоне постоянного увеличения количества инфицированных оценка ситуации становится все более реалистичной. При этом наибольшему ущербу подверглись именно те страны, где с самого начала был недооценен масштаб угрозы, а также своевременно не были приняты надлежащие меры противодействия. В данном контексте вспоминается приписываемый Отто фон Бисмарку афоризм: «Ошибки в политике подобны туберкулезу, когда их можно вылечить, они незаметны... ». Именно так все получилось и с политикой противодействия коронавирусу.

Анализируя опыт разных стран в области противостояния коронавирусной инфекции, эксперты и комментаторы часто по привычке приводят в пример США и страны Северной Европы, где ситуация несколько лучше, чем в США, но далеко не идеальна. При этом почему-то игнорируется опыт Вьетнама, который, по нашему мнению, следует приять во внимание.

В рейтинге по количеству зараженных коронавирусом на первом месте с большим отрывом от остальных идут США, РФ – на 4 месте, Швеция – на 38, Китай – на 39, а Вьетнам – на 162 месте. При этом некоторые эксперты приходят к парадоксальным выводам о необходимости изучения опыта Швеции, которая к 8 сентября обогнала Китай как по количеству зараженных – 85 707 (в сравнении с 85 144 в Китае), так и по количеству погибших – 5 838 (в сравнении с 4 634 в Китае) [4] при численности населения 10 209 740 человек [3] в Швеции и 1 413 524 441 [2] в Китае. Результаты борьбы с коронавирусом явно не в пользу Швеции. Тем не менее, представитель Всемирной организации здравоохранения Дэвид Набарро заявил, что политика Швеции в области противодействия распространению коронавирусной инфекции является моделью, «которой другие страны должны подражать» [6]. С такими чиновниками ВОЗ надеяться на успех борьбы с эпидемией нет никаких оснований. Читая такие комментарии официального представителя ВОЗ, становится понятным сомнения в компетентности данной организации в целом американского президента Дональда Трампа, который еще в середине апреля 2020 года, принял решение приостановить ее финансирование [11].

Подводя промежуточный итог разных стран мира борьбе с коронавирусной инфекцией, можно заключить, что одним из наиболее важных параметров, повлиявших на уровень распространения коронавируса и, соответственно, нанесенного экономического ущерба, стал уровень доверия между властями и обществом. Этот параметр показал возможности контроля властей над процессами распространения коронавирусной угрозы обществу в критической ситуации.

В связи с дальнейшим распространением коронавируса и очевидным экономическим и человеческим ущербом с каждым днем все более актуально встает проблема сравнительного анализа подходов к борьбе с новой угрозой в различных странах, а также выявлении сильных и слабых сторон каждого национального подхода. В данном контексте особого внимания заслуживает изданный ВШЭ сравнительный анализ противодействия COVID-19 в 30 различных странах «Рывок или фальстарт? Выход из карантина по коронавирусу весной 2020 года (опыт 30 стран)» [7].

На этом фоне следует по достоинству оценить вьетнамскую стратегию борьбы с распространением коронавируса, которая показала впечатляющую результативность, несмотря на целый ряд следующих неблагоприятных факторов:

  1. Протяженная сухопутная граница с Китаем, который является ведущим торговым партнером с товарооборотом в 117 млрд долл. в 2019 году;
  2. Высокая плотность довольно многочисленного населения (ок. 100 млн человек) сосредоточенного в приморской низменности;
  3. Очень развитое и активное международное авиационное сообщение, в том числе с основными мировыми очагами распространения вируса [7, с. 125].

К началу мая 2020 года во Вьетнаме было зарегистрировано всего 271 заболевших коронавирусом без летальных исходов [4]. На начало сентября 2020 ситуация в США и Вьетнаме выглядела следующим образом.

Таблица 1. Сравнение статистических данных по распространению COVOD-19 в США и СРВ.

Параметр США Вьетнам
Количество зараженных 6 500 000 1 054
Количество погибших 194 000 35
Численность населения 335 371 782 99 014 520
Плотность населения 34,7 на км2 298,9 на км2

Источник данных: данные по количеству зараженных [4], данные по населению США [10], данные по населению СРВ [9].

Вьетнам смог своевременно справиться с угрозой поскольку с самого начала правильно оценил риски и адекватные меры противодействия. Именно поэтому особый интерес представляют те меры, которые были приняты в самые первые месяцы. Национальный штаб по противодействию заграничному вирусу приступил к работе уже 28 января 2020 года. На страницах центральной партийной прессы выступил президент и генеральный секретарь ЦК КПВ, который призвал граждан страны встать в строй для противодействия новой угрозе, премьер-министр объявил вирус врагом, которому надо противостоять как иностранному агрессору. Как выяснилось в ходе принятых мер экстренного реагирования на новую угрозу, во Вьетнаме в полной мере сохранился опыт мобилизации военных лет, который был существенно модернизирован в цифровую эпоху.

Работа по организации противодействия коронавирусной инфекции была поручена вице-премьеру Ву Дык Даму, который в этом деле опирался на советы профессионалов и инфекционистов. Суть разработанного плана состояла в следующем:

  1. Обязательное помещение на двухнедельную изоляцию всех прибывших из-за рубежа;
  2. При появлении первых симптомов заболевания больным оказывалась профессиональная помощь;
  3. Выявлялись связи и контакты всех заболевших и все подозреваемые в возможном инфицировании направлялись на обязательную строгую двухнедельную изоляцию в специально отведенные места[1];
  4. Попытки сбежать с изоляции/карантина предавались гласности с публикацией фото, личных данных и адреса проживания безответственных беглецов и немедленная общественная реакция быстро возвращала их в места прохождения изоляции и/или карантина;
  5. В случае необходимости режим изоляции и/или карантина вводился в отношении целых кварталов и улиц;
  6. Большую помощь в высокой эффективности применения этих мер сыграла открытость властей и своевременное распространение информации про наиболее показательные и заслуживающие общественной реакции случаи заражения;
  7. Высокий общественный интерес привлекал внимание к материалам прессы о распространении инфекции, носители инфекции получали порядковые номера в общем списке инфицированных;
  8. Наличие обратной связи и гибкая реакция властей на изменение ситуации позволили не допустить приближения к опасному порогу неконтролируемого распространения коронавируса;
  9. Эффективно работающая система взаимного обмена информацией между властью и обществом способствовали укреплению доверия и повышению эффективности совместного противодействия общей угрозе;
  10. Власти на самых ранних этапах пресекли дискуссии об оправданности ношения масок и перчаток и обязали население к обязательному использованию средств индивидуальной защиты;
  11. Власти также обеспечили оперативное реагирование на нарушения карантина, а также ввели ответственность за распространение фейков и недостоверной информации [7, с. 124-128].

Принятые превентивные меры позволили не допустить массового проникновения инфекции в страну и жестко погасить две волны из Китая и из Европы.

Режим изоляции и жесткого карантина в отношении зараженных и тех, кто с ними общался, в стране стали вводить уже с 19 инфицированного COVID-19 пациента! Во избежание лишних контактов власти организовали безопасную доставку продуктов в зону проживания потенциальных носителей инфекции. С целью оперативного размещения на изоляцию прибывающих из-за границы людей и тех, кто с ними контактировал, были перепрофилированы студенческие общежития и подходящие здания в военных частях.

Разумеется, в ходе борьбы с распространением коронавирусной инфекции бывали и нестандартные случаи. Так, например, BN-91, иностранный пилот, единственный пациент, который в мае находился в больнице в тяжелом состоянии, уже, будучи зараженным (на пилотов гражданской авиации не распространяются общие правила карантина), развлекался в клубе «Будда-бар» в городе Хошимине и заразил там несколько человек [1], а после проявления симптомов болезни, по сообщениям прессы, пытался скрыть от компетентных органов информацию о своих контактах, времени посещения разных мест после заражения, симулируя забывчивость. Выявив этого носителя инфекции, власти проинформировали население о времени и месте кутежа забывчивого пилота и обратились с просьбой самостоятельно срочно явиться на проверку здоровья всем тем, кто в указанное время был в том месте и мог быть инфицирован. Описанные выше меры позволили оперативно пресечь новые цепочки распространения коронавирусной инфекции.

Еще до традиционного праздника Тет (нового года по лунному календарю), который в 2020 году пришелся на 25 января, не дожидаясь широкого распространения инфекции, все образовательные организации Вьетнама были оперативно переведены на дистанционное обучение. Эти меры дали быстрые и прогнозируемые результаты, которые нашли отражение на сайте Министерства здравоохранения Вьетнама в разделе, в котором представлена информация о количестве инфицированных и их лечении [8]. В частности, на соответствующей диаграмме показано, что в целом перелом в борьбе с COVID-19 во Вьетнаме наступил 30 марта.

Диаграмма 1. Данные по общему количеству инфицированных коронавирусом, общему количеству пациентов на лечении и новых инфицированных с 13 февраля по 3 мая во Вьетнаме. Легенда: синим цветом показано общее количество инфицированных, желтым – общее количество пациентов на лечении, красным – новые инфицированные. Источник данных: Министерство здравоохранения Вьетнама [8]

Диаграмма 2. Данные по общему количеству инфицированных коронавирусом, новых инфицированных, вылеченных пациентов, находящихся на лечении с 13 февраля по 3 мая во Вьетнаме. Легенда: синим цветом показано общее количество инфицированных, зеленым – вылеченные, желтым – общее количество пациентов на лечении, красным – новые инфицированные. Источник данных: Министерство здравоохранения Вьетнама [8]

Диаграмма 3. Данные по случаям с завезенным заражением, количеству изоляций при въезде, завезенными и выявленными заражениями в обществе с января по 2 мая во Вьетнаме. Легенда: синим цветом обозначены случаи с завезенным заражением, фиолетовым – случаи изоляции при въезде, красным – заражение в обществе, зеленым – завезенные и выявленные в обществе, желтым – всего. Источник данных: Министерство здравоохранения Вьетнама [8]

Диаграмма 4. Данные по общему количеству изолированных в медицинских учреждениях и дома. Легенда: зеленым – изоляция в медицинских учреждениях, синим – домашняя изоляция, красным – централизованная изоляция. Источник данных: Министерство здравоохранения Вьетнама [8]

Особый интерес представляют данные об основных источниках завоза коронавирусной инфекции из-за границы и цепочках распространения коронавируса во Вьетнаме.

Диаграмма 5. Основные источники и цепочки распространения коронавируса во Вьетнаме. Источник данных: Министерство здравоохранения Вьетнама [8]

Однако перелом в борьбе послужил сигналом не к расслаблению, а к введению режима жесткой всеобщей изоляции с 1 апреля. Через две недели в некоторых регионах этот режим был продлен, а еще через неделю, 22 апреля, было принято решение о существенном смягчении ограничений при сохранении бдительности. При этом сохранился обязательных режим использования средств индивидуальной защиты.

Быстрое блокирование завоза из-за границы и распространения эпидемии внутри страны позволило быстрее нормализовать эпидемиологическую ситуацию и приступить к снятию введенных ограничений.

Занятия в образовательных учреждениях были возобновлены в начале мая. Так, за три с лишним месяца противодействия коронавирусной инфекции во Вьетнаме удалось погасить угрозу широкого проникновения вируса в страну и с начала мая вернуться к обычной жизни с ограничениями касательно обязательного использования средств индивидуальной защиты, а также с сохранением строго двухнедельного карантина для всех прибывших из-за рубежа.

Высокая эффективность управления и использование надежных отработанных в ХХ веке методов мобилизации населения с использованием современных средств коммуникации позволили быстро и без особых экономических потерь и человеческих жертв решить проблему угрозы распространения COVID-19 во Вьетнаме.

Искусство управления в том и заключается, чтобы умело использовать ограниченные ресурсы для решения конкретных проблем, тогда как в других странах проводятся массированные компании с целью освоения бюджетов и с минимальным эффектом на скорость распространения коронавируса. При этом количество зараженных очень быстро увеличивается такими темпами, что ни о каком выявлении цепочек распространения вируса уже и говорить не приходится. В таких условиях экономические и человеческие потери от эпидемии существенно увеличиваются.

Строгое выполнение разработанных специалистами мер привело к тому, что власти своевременно перехватили инициативу и стали управлять процессом распространения коронавирусной инфекции, тогда как в других странах, где контроль над ситуацией был утрачен, неконтролируемый процесс поражения населения COVID-19 сам стал управлять властями.

 

Список источников и литературы

  1. Bệnh nhân Covid-19 là phi công người Anh tiên lượng rất nặng. URL: https://thanhnien.vn/thoi-su/benh-nhan-covid-19-la-phi-cong-nguoi-anh-tien-luong-rat-nang-1218813.html (Дата обращения: 4.05.2020).
  2. Countrymeters. URL: https://countrymeters.info/ru/China (Дата обращения: 21.10.2020).
  3. Countrymeters. URL: https://countrymeters.info/ru/Sweden (Дата обращения: 21.10.2020).
  4. COVID-19 Coronavirus Pandemic. URL: https://www.worldometers.info/ (Дата обращения: 21.10.2020)
  5. Judgment Is Executed on COVID-19: by Kenneth Copeland. URL: https://youtu.be/OSIrQBGfUtw (Дата обращения: 21.10.2020).
  6. В ВОЗ оценили стратегию Швеции в борьбе с коронавирусом. Представитель организации Дэвид Набарро назвал опыт Швеции в борьбе с коронавирусом моделью для всего мира в будущем. URL: https://tass.ru/obschestvo/9337629 (Дата обращения: 21.10.2020).
  7. Колотов В.Н. Вьетнам // Рывок или фальстарт? Выход из карантина по коронавирусу весной 2020 года (опыт 30 стран) [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / А. Б. Жулин (рук. авт. кол.), А. А. Маслов, Т. В. Бордачев и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 124-128.
  8. Министерство здравоохранения Вьетнама. URL: https://ncov.vncdc.gov.vn/ (Дата обращения: 4.05.2020).
  9. Население Социалистической Республики Вьетнам. URL: https://countrymeters.info/ru/Vietnam (Дата обращения: 21.10.2020).
  10. Население Соединенных Штатов Америки. URL: https://countrymeters.info/ru/United_States_of_America_(USA) (Дата обращения: 21.10.2020).
  11. Трамп заявил о приостановке финансирования ВОЗ. URL: https://ria.ru/20200415/1570055194.html (Дата обращения: 21.10.2020).
  12. Трамп объявил режим чрезвычайной ситуации в США из-за вируса. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/03/2020/5e6be0809a7947d6ddbce082 (Дата обращения: 4.05.2020).

[1] Так оперативно были выявлены первые инфицированные, а также установлены все цепочки распространения вируса в стране. Так, к примеру, первая волна распространения коронавирусной инфекции считается с 23 января, когда были инфицированы пациенты с 1 по 16 (BN 1-16), а вторая волна началась 6 марта с 17 пациента (BN-17), который заразился в Великобритании. В престижном квартале в центре Ханоя недалеко от площади Бадинь, где находится мавзолей Хо Ши Мина, был оперативно введен режим жесткой изоляции. За это время болезнь проявилась у тети и водителя 17-го пациента. Затем на изоляцию были направлены все контактировавшие с тетей и водителем. Борьба с коронавирусом строилась по принципу – лучше профилактика, чем лечение болезни.

 

Вернуться к содержанию номера

«Вестник политической психологии» — №1(10) 2018г.

Дорогие коллеги и друзья! Представляем Вашему  вниманию вышедший …

Нравственно-психологические факторы формирования гражданского сознания учащейся молодежи (интернет-опрос)

В марте 2018 г. стартует исследовательский проект на тему: «Нравственно-психологические …

История и опыт социально-психологической школы НИИКСИ

История и опыт социально-психологической школы НИИКСИ Санкт-Петербургского …